Цифровизация в недвижимости: как купить квартиру не выходя из дома

Цифровизация в недвижимости: как купить квартиру не выходя из дома

09.06.2020

Рынок недвижимости традиционно считается консервативным в связи с высокими чеками и рисками. Если в других сферах бизнеса онлайн-взаимодействие с клиентом давно стало нормой, то покупка квартиры до недавнего времени чаще осуществлялась офлайн. Внедрение удаленных технологий происходило постепенно и поэтапно. В период эпидемии все резко изменилось. Социальная изоляция людей стала толчком для массового перехода участников рынка в онлайн-пространство.

Онлайн-услуги девелоперов до кризиса

До марта 2020 года застройщики уже имели пакеты дистанционных услуг для клиентов. В онлайн можно было выбирать и бронировать квартиру, отслеживать ход работ по видеотрансляциям со строительных площадок, заказать VR-тур по будущему жилью, проконсультироваться и получить на электронную почту необходимый пакет документов.

Крупные федеральные компании совместно с банками начали внедрять специализированные сервисы, которые позволяют дистанционно оформить договор долевого участия, оплатить покупку, подать заявку на ипотеку и получить одобрение банка, зарегистрировать сделку в Росреестре. Но назвать такие сделки полностью дистанционными нельзя. Личное присутствие покупателя требовалось для подписания кредитного договора в банке, открытия эскроу-счета, заверения необходимых документов у нотариуса, оформления цифровой подписи и подачи заявления в Росреестр о согласии проведения электронных сделок.

Дополнительным сдерживающим фактором было сравнительно небольшое количество таких сделок в общем объеме продаж застройщиков. Покупатели предпочитали личное знакомство с представителями компании, банка, при возможности осмотр объекта, собственноручное подписание документов. Основная доля онлайн-покупок приходилась на межрегиональные сделки.

Карантин — триггер массовой цифровизации рынка

Случившаяся в марте эпидемия коронавируса буквально заставила продавцов и покупателей перейти в цифровое пространство. Если раньше онлайн-сервисы купли-продажи недвижимости были скорее экспериментом отдельных компаний, то уже в апреле они стали внедряться на рынке массово. Падение покупательского спроса, жесткие ограничения на передвижение граждан, временная приостановка работ на площадках и отсутствие альтернативы заставили девелоперов перестроить процедуру продаж в кратчайшие сроки.

Основными площадками для взаимодействия с клиентами стали: сайт компании, личный кабинет покупателя в интернете, электронная почта, телефон, мобильные приложения. Также в апреле ЦБ РФ снизил требования к идентификации заемщиков в банках, чем сразу воспользовались ведущие кредитные организации страны.

Пилотные проекты

Пионерами в предоставлении ипотечных онлайн-кредитов стали Сбербанк и ВТБ. О запуске совместной с ВТБ платформы заявил крупнейший федеральный девелопер ГК ПИК. На сайте компании покупатель может выбрать объект, подать заявку на ипотеку, оформить и подписать ДДУ и кредитный договор с помощью усиленной квалифицированной цифровой подписи. Оформлением УКЭП займется банк. Первая квартира с использованием дистанционного оформления ипотеки была продана в ЖК Шереметьевский.

О своих онлайн-сервисах и первых сделках также заявили Группа “Самолет” и ГК “Гранель”. Партнером этих компаний выступает Сбербанк. Для оформления УКЭП сотрудник банка приезжает к клиенту домой. При личном контакте соблюдаются все санитарные нормы и требования. Группа “Эталон” совместно со Сбербанком реализовала возможность удаленного открытия эскроу-счетов и подписания кредитных договоров. Первая сделка прошла в ЖКСеребряный фонтан.

Перспективы после пандемии

Онлайн-магазины недвижимости, экстренно возникшие в кризис, останутся и будут развиваться в будущем. Цифровые сервисы станут более совершенными и доступными. Беспрецедентный опыт начала 2020 года показал, что в жесткой конкурентной борьбе выживает тот, кто владеет современными технологиями и готов быстро ответить на новые вызовы.

Цифровые сервисы ускоряют процедуру купли-продажи, делают сделку более прозрачной и снижают издержки застройщиков. В пользу дальнейшего развития цифровизации рынка недвижимости говорит тот факт, что для подрастающего поколения завтрашних покупателей сетевой мир является настолько же привычным и понятным, как и реальный. Также постоянными пользователями онлайн-сервисов станут профессиональные инвесторы.

Тем не менее, глобально полная цифровизация рынка недвижимости в ближайшее время вряд ли произойдет. Во-первых, эта форма заключения сделок вряд ли приживется на вторичном рынке из-за его объективных особенностей. Во-вторых, остается неизменная часть покупателей-консерваторов, которые предпочитают покупать квартиры “по старинке”. В-третьих, активное развитие передовых технологий затрагивает в основном Москву, Санкт-Петербург и крупные российские города. В провинции предложение и спрос на онлайн-сделки остается пока невысоким.

 

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами. Подробнее
Оk